Инструкция

1
Вначале нужно сформулировать тему так, чтобы она звучала понятно для самого докладчика. Потом собрать доступный материал по ней. Имеется в виду настоящий список используемой литературы, а не тот, который пишут, чтобы произвести впечатление на преподавателя. Студентам рекомендуется использовать от десяти источников, школьникам - три-пять в зависимости от возраста. После этого начинается работа с источниками информации.
2
В отдельном файле или отдельной тетрадке выписываются основные положения. Чтобы облегчить себе жизнь, можно сделать табличку: в строчках будут вопросы, а в колонках авторы. Вопросы зависят от темы доклада, но в общих чертах звучат так: "Что нового сказал данный автор по данной теме? На чьи труды опирался? К каким последствия это привело?" После этого этап подготовительной работы можно считать завершенным.
3
Доклад начинается с правильно оформленного титульного листа, затем следует оглавление, потом введение, основная часть и заключение. Введение может быть совсем коротким, буквально две-три фразы. А может занимать первую страницу. Докладчику нужно обозначить, какую тему он затронул и с чем это связано. Например, "1919 год - одна из самых загадочных страниц истории нашего поселка". Основная часть может быть разбита на пункты. Например, "Белогвардейское движение в истории нашего поселка", "Казачество", "Подполье и партизаны". В докладе автор практически не имеет права делать свои выводы. Он лишь обобщает и систематизирует то, что написали другие. В заключении докладчик может сказать, что тема требует дальнейшего исследования, либо она отражена неполно, либо укажет, что исследования активно ведутся по сей день.
4
Доклад бывает письменный и устный. Письменный (особенно по гуманитарным дисциплинам) мало чем отличается от реферата. Разве что объем меньше. Устный доклад - это концентрат письменного. Для того, чтобы подготовить устный доклад, нужно сделать подачу материала еще более четкой и внятной. Это достигается за счет терминов, особого построения фраз (научный стиль речи), отсутствия авторских рассуждений. Устный доклад не превышает пятнадцати минут, причем скорость речи докладчика - не чаще ста двадцати слов в минуту.