Инструкция

1
Социологический. В очерке должны быть затронуты социально важные темы. Предположим, это подростковая преступность. Автор исследует эту проблему, и очерк - итог этого исследования. Так, например, очерк может включать в себя цифры статистики: количество колоний для несовершеннолетний, численность малолетних преступников, количество преступлений совершенных подростками. Но забивать очерк сухими цифрами нельзя. Они лишь придают ему серьезность. Это опора для художественного повествования.
2
Публицистический. Подразумевается, что автор должен опираться на факты, строить логичные выводы, ясно обозначать свою авторскую позицию, то есть он работает, как журналист. Именно здесь широкая проблема подростковой преступности должна быть конкретизирована. Например, автор может исследовать причины, по которым подростки становятся преступниками (неблагополучные семьи, отсутствие досуга). Может, узнать больше о механизмах помощи подросткам, попавшим в беду (телефоны доверия, их работа). Автор документального очерка, как и журналист, может провести один день с работником комиссии по делам несовершеннолетних. Хороший очеркист - великий знаток жизни.
3
Художественный. Автор очерка создает яркое описание, выводит на первый план героев своего очерка - наиболее типичных героев таких ситуаций. Он должен обозначить их взаимодействие. Например, можно описать, как инспектор ПДН приходит в неблагополучную семью, и ребенок почти с ненавистью смотрит на официальное лицо. Какими бы родители ни были, он их любит. Да и мир уличного криминала для запущенного подростка ближе, чем представитель закона. Герой или ситуация в очерке всегда подчинены авторской задаче отразить какую-либо проблему.
4
Прежде чем писать очерк надо набросать его структуру: обозначить социальную проблему, проанализировать, как она решается, связать авторские рассуждения с характерами наиболее ярких персонажей. То есть композиционно очерк должен связывать размытые цифры статистики с реальными житейскими драмами, сводки криминальной хроники со глазами ребенка, чьего пьющего отца суд лишает родительских прав. Начинать очерк можно как с художественной зарисовки: "Щуплый мальчонка в огромных кирзовых сапогах и заношенном пуховике стоит у магазина и жалобными глазами смотрит на проходящих покупателей..." Можно с описания среды обитания: "В этом поселке спиваются уже к тридцати годам...". А можно начать с социологии и статистики: "Количество деревенских школ... ".
5
Специалисты выделяют до 50 жанров жанровых разновидностей очерка. Например, документальный (реальные люди в реальных событиях), беллетристический (ситуация типичная, но персонажи вымышленные). Портретный подразумевает типичного представителя среды. Через портрет рыночного торговца читатель получает представление о мире, в котором он живет. Очерк может быть путевым. Это всем известные записки автостопщиков и туристов. Очерк может быть и негативным, и позитивным, где рисуются герои, преодолевающие житейские невзгоды и помогающие другим, или предприятия, которые нашли свой путь к процветанию. И автору важно понять и передать читателям рецепт успеха. Очерк тем и интересен, что почти не ограничивает фантазию автора и его любопытство.