Прямая демократия

Современная демократия существенно отличается от демократии античной. Однако вместе с этим понятие "народовластия" может быть интерпретировано по-разному. Сегодня все чаще используется такой термин, как "прямая демократия". В широком смысле это определение означает наличие у граждан права участвовать в разработке решений по основным государственным вопросам. Реализуется это право в форме общенародного голосования. Прямая демократия является следствием как собственной инициативы, так и исполнения обязательных конституционных положений, то есть не зависит от воли правительства или парламента.

Указанное выше определение выражает первый обязательный критерий народного права. Так, прямая демократия не действует по отношению к отдельным личностям. Активность в данном случае направлена на решение ключевых государственных вопросов. Например, прямые выборы президента или мэров - не проявление прямой демократии.

Вторым обязательным критерием является наделение граждан властью. При этом процедуры прямой демократии направлены на разделение этих властных полномочий. Разделение полномочий, как правило, обозначает, что конкретное число граждан (количество человек в группе определяется законодательно) может инициировать процедуру реализации народного права вне зависимости от желания законодательной или исполнительной власти. Другими словами, плебисциты (общенародные голосования), инициированные не гражданами, а властными органами, также не относятся к прямой демократии. На основании этого критерия определяется различие между референдумом и плебисцитом.

Прямая демократия включает три типа процедур: референдум, встречное (альтернативное) предложение и инициативу. Каждому типу соответствует свой способ реализации. Для всех способов существуют разные институты прямой демократии.

Референдумом называют гражданское право отклонить либо принять решение властного органа. Данное право реализуется при помощи общенародного голосования. В случае, когда голосование инициируется по решению власти, говорят не о референдуме, а о плебисците.

Инициативой называют право конкретного числа граждан на предложение всем избирателям ввести новый закон или изменить уже существующий. Решение при этом принимается на основании результатов общенародного голосования.

Граждане, организующие инициативу, могут добиваться проведения референдума по своим предложениям (при условии, если данная инициатива формально принята). Граждане также имеют право на отзыв своего предложения. Это условие должно допускаться в законодательстве.

Встречное предложение от граждан формулируется в рамках референдума или процедуры организации инициативы. После этого решение по альтернативному предложению (так же, как и по исходному) принимается в соответствии с результатами голосования.

Характер и степень применения процедур прямой демократии зависят от определенных факторов. Большое влияние оказывают существующие традиции по разрешению различных ситуаций в обществе, то есть его (общества) политическая культура и число самих конфликтов. Немаловажное значение имеет и степень сложности структуры в данном обществе, и расстановка политических сил в нем.

От объективности и полноты соблюдения базовых условий зависит эффективность функционирования прямой демократии. При этом, с другой стороны, существует также и зависимость от конкретных форм инструментов гражданского права и их применимости на практике. Как известно, демократия не может существовать там, где используются насильственные методы. Кроме того, недоработанные и применяемые некорректно процедуры могут быть не только неэффективны, но и в некоторых случаях являться контрпродуктивными.


Внимание, только СЕГОДНЯ!

» » Прямая демократия