Философия пыталась включить в себя абсолютно все знания, поскольку отдельные науки не могут дать целую картину мира. Главный вопрос философии – что есть мир? Этот вопрос раскрывается двумя направлениями: философским идеализмом Платона и философским материализмом Демокрита. Философия пыталась понять и объяснить не только мир, который окружает человека, но и непосредственно человека. Наука философия стремится по максимуму обобщить результаты процесса познания. Она исследует мир в качестве целого, а не мир в целом.

Слово «философия» в греческом языке означает любовь к мудрости. Древний ученый Пифагор считал, что философия является мудростью, и человек тянется к ней, любит ее. Но это понятие не раскрывает содержание.

Выходя за пределы термина, философия – это сложная, многообразная форма духовности человека. Ее рассматривают в различных аспектах. Философия, имеющая дело с конкретными знаниями человечества о мире, помогает познать мир людям. В некоторых случаях философия выступает в качестве религии.

Главным вопросом философии считается вопрос об отношении бытия и мышления, субъективного и объективного, природы и духа, физического и психического, идеального и материального, сознания и материи и т.д. У главного вопроса философии есть две стороны: что первично, а что вторично- познаваемый мир, или способно ли человеческое мышление познать мир в таком виде, в котором он видится в его сознании, или как соотносятся мысли об окружающем человека мире с этим миром.

Относительно первой стороны выделялось два ключевых направления – материализм и идеализм. Согласно идее материализма, первичной основой сознания является материя, а сознание вторично от материи. Идеалисты утверждают обратное. Идеализм также подразделяется на объективный идеализм (дух, сознание существовали ранее, отдельно от человека – Гегель, Платон) и субъективный идеализм (основа – индивидуальное человеческое сознание – Мах, Беркли, Авенариус). Между субъективным и объективным идеализмом относительно первого направления ключевого вопроса философии есть общее, которое состоит в том, что за основу они принимают идею.

Ко второй стороне философы древности относились тоже неоднозначно. Субъективный идеализм базировался на основном положении: мир не полностью познаваем, ощущение – единственный источник познания. По мнению Гегеля, познаваемыми являются мысль человека, его мышление, дух и абсолютная идея. Фейербах утверждал, что процесс познания начинается именно с ощущений, но ощущения представляют окружающую действительность не полностью и дальше процесс познания происходит через восприятие.